Инфраструктура поддержки социального предпринимательства в США

Инфраструктура поддержки социального предпринимательства в США

Написал
в рубрике Статьи

Автор: Сергей Пономарев, эксперт Фонда «Наше будущее»

В июле 2016 года в течение двух недель, мне удалось познакомиться с деятельностью социальных предпринимателей в двух городах США: Вашингтоне и Нью-Йорке. Стажировка была организована фондом «Евразия», у которого есть программа ОСОЗ — «Обмен социальным опытом и знаниями». Два раза в год набирается группа исследователей из России и США. У каждого своя собственная индивидуальная программа исследований, Фонд помогает в организации поездки в другую страну. Практически любой желающий (есть ряд условий) может попасть в эту программу и собрать уникальный материал для своего исследования. Все что требуется, подать заявку на сайте программы: http://www.usrussiasocialexpertise.org/ru

Если говорить о развитии социального предпринимательства в США, то оно больше сосредоточено в крупных, экономически развитых городах. Данный рейтинг американских городов наиболее благоприятных для социального предпринимательства был составлен осенью 2015 года двумя организациями: бизнес-инкубатором HALSYON и финансовой корпорацией Capital One на основе опроса почти 400 социальных предпринимателей [Quantifying Social Enterprise Ecosystems in the U.S.].

map

Социальные предприниматели называли ключевые условия, которые должны быть созданы в городах, чтобы создавать все новые социальные проекты. Таких условий оказалось четыре:

  1. Разнообразные источники финансирования в городе (от частных инвесторов до муниципального бюджета),
  2. Доступ к качественному человеческому капиталу (от поиска работников до менторов),
  3. Высокое качество и разнообразие городской среды и культурного досуга,
  4. Заинтересованность муниципальных властей в поддержке бизнеса.

При этом надо отметить, что единого закона о социальном предпринимательстве в США нет. Вместо него существует огромное разнообразие форм, в которых реализуется бизнес с социальной направленностью. Если говорить о правовых формам, то можно выделить:

  • Benefit Corporation (Корпорация выгоды)
  • Low-profit Limited Liability Company (L3C) (Общество с ограниченной ответственностью низкой прибыли)
  • Nonprofit with Earned Income (Некоммерческая организация с доходной деятельностью)
  • Cooperative (Кооператив)
  • Hybrid Organization (Гибридная организация)

Собственно, социальное предпринимательство до сих пор реализуется на уровне концепции или некой бизнес философии. К нему добавляется большое количество похожих идеологий:

  • Corporate Social Responsibility (Корпоративная социальная ответственность)
  • Sustainable business (Устойчивый бизнес)
  • Creating Shared Value (Создавая общие ценности)
  • Conscious Business Enterprises (Сознательные компании)
  • Triple Bottom Line Model (Модель триединства)

Также широкое распространение получили программы сертификации бизнеса, так называемые B corporations – корпорации, заботящиеся о сотрудниках, клиентах, окружающей социальной и экологической среде. Очень популярна сертификация по экологической составляющей – Green Business и т.д.

Если же говорить о финансовой поддержке социального предпринимательства, то в США оно развивается в основном за счет частных фондов и организаций, среди которых можно назвать фонды Келлога, Кауфмана, Рокфеллера, Голдман-Сак, фонд развития предприятий Робертса и др.

Со стороны государства поддержка осуществляется преимущественно в виде административной, информационной и консультационной помощи. Есть конечно и финансовая помощь, но она чаще выражается в виде обеспечения доступа социальных предприятий к выполнению заказов различных государственных агентств путем оказания рыночных социальных услуг, создавая конкуренцию на рынке. Основная часть государственной помощи проявляется в устранении правовых административных барьеров, законодательном обеспечении льготных кредитов, развитии социального партнерства между государственными организациями, бизнесом и некоммерческим сектором. Также ведется большая просветительская и информационная работа по продвижению социального предпринимательства. Конгрессмены и сенаторы, разнообразные политические лидеры постоянно посещают те или иные социальные предприятия.

Все это создает спрос на услуги социальных предпринимателей и рождает ответный интерес со стороны общества. В штатах практически во всех крупных университетах можно найти специальные образовательные курсы, вплоть до программ MBA, сфокусированные на социальном предпринимательстве.

Подробнее познакомиться с видами поддержки социального предпринимательства в США и деятельностью конкретных организаций, Вы можете в брошюре автора, написанной по итогам поездки.

Российские и американские практики поддержки социального предпринимательства

Похожие материалы

Что вы хотите найти?